29марта2024

Информационный массив почти на 156 млн человек – таких объемов достигла Система индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных ПФР гражданах. Причем их число планомерно растет: с 2017 года – более чем на 4,5 млн человек с учетом иностранных граждан, которые работают в России. 

«Конечно, когда существует такой большой массив данных, то возникает проблема и необходимость совершенствования этой системы», – отметил на Коллегии аудитор Сергей Штогрин по итогам проверки в ПФР, отделениях по Москве, Московской и Саратовской областям, а также в Межрегиональном информационном центре Пенсионного фонда. 

Для каждого участника Системы открыт Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (ИЛСЗЛ). В нем представлены личные данные граждан от общих до профессиональных, включая электронную трудовую книжку с 2020 года. Как выяснилось, у одного человека может быть нескольких таких счетов с одним и тем же присвоенным номером (СНИЛС). При назначении пенсии это создает определенные проблемы. «В этом случае, – отметил аудитор, – счета должны объединяться, и пенсия начисляться исходя из взносов по всем счетам. Однако проверка показала, что так происходит не всегда и тогда пенсионные права граждан ущемляются. Нарушения пенсионных прав выявлены в 53% проверенных случаев. Фонд объединил счета почти 90 тысяч пенсионеров. Чтобы исключить нарушения, назначенные пенсии этих пенсионеров нужно дополнительно проверить и произвести соответствующие доплаты». 

Есть недоработки и в анкете застрахованного лица, которую граждане должны заполнить для регистрации в Системе. В частности, она не соответствует требованиям к наличию фамилий при рождении и ИНН. «Сейчас ИНН присваивается практически при рождении. Поэтому, если в анкете будут эти строки, то будет легче идентифицировать соответствующее лицо», – считает Сергей Штогрин. 

Кроме того, в самом ИЛСЗЛ Фонд не указывает сведения о правопреемниках застрахованного лица и долях распределения между ними средств пенсионных накоплений, что является нарушением Закона об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования. 

Существует проблема с актуализацией данных системы. Из-за расхождения информации о гражданах в разных системах (ЗАГС, МВД, ФНС и прочее) изменения, которые происходят в жизни человека, не всегда своевременно отражаются на лицевом счете в Пенсионном фонде. Счетная палата предлагает наладить механизм межведомственного взаимодействия и провести сверку персонифицированной информации о гражданах по единому идентификатору (например, СНИЛС или ИНН). 

Также предложено усовершенствовать механизм взаимодействия ПФР с налоговой службой. «Если сведения, которые передала налоговая служба, не прошли контроль ПФР, то они возвращаются назад в течение пяти дней. При этом время, за которое должны быть отработаны несоответствия налоговой службой, из-за которых пакет не был принят, не регламентировано», – констатировал аудитор. 

Проверка сведений о стаже застрахованных в ПФР – еще одна задача, которую решает индивидуальный учет. Здесь Счетная палата вновь указала на недостатки существующей системы контроля, что может приводить к нарушению пенсионных прав граждан. Сведения о стаже сразу же отражаются на ИЛСЗЛ только, если система учета не выявляет ошибки в предоставленных работодателем отчетах. На практике число ошибок может достигать 4% от общего количества лиц, по которым представлены данные. Так, на счетах почти 13 тыс. застрахованных лиц до сих пор не отражены сведения за 2017 год, за 2018 год – у 27 тыс. лиц. «Если эти граждане обратятся за назначением пенсии, их пенсионные права на дату назначения будут учтены не в полном объеме. Для минимизации ошибок Счетная палата предлагает Фонду пересмотреть подход к проведению контроля отдельных форм отчетности, которые не содержат персонифицированных сведений», – сообщил Сергей Штогрин. 

Проверка также выявила ошибки при оценке документов о заработке, несвоевременное отражение на ИЛСЗЛ сведений о взносах по ОПС, просрочку перерасчета и индексации страховой пенсии и ряд других нарушений, которые привели к нарушению пенсионных прав граждан. Впрочем, эти нарушения, как констатировал аудитор, «незамедлительно устранялись Фондом в ходе проверки. В этот период пенсионерам было доплачено около 3 млн рублей». 

Кроме того, в 2017-2019 годах НПФ по решению судебных органов вернули 334 застрахованным лицам пенсионные накопления, незаконно переведенные в предыдущие годы из ПФР. Тем не менее, они потеряли в среднем 45 тыс. пенсионных накоплений из-за неурегулированности сроков передачи в доверительное управление пенсионных накоплений, возвращенных в ПФР по решению суда. 

О результатах проверки Счетная палата проинформировала Президента, а также направила Правительству рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере персонифицированного учета. По поручению главы государства Правительство уже подготовило План проверок назначенных пенсий по данным персонифицированного учета. Их проведет ПФР под контролем Минтруда России. Счетная палата в свою очередь проконтролирует исполнение Плана и полученные результаты. 

Кроме того, Минтруд по рекомендациям Счетной палаты подготовил два законопроекта, устраняющие недостатки формирования счетов граждан, и регулирующие сроки передачи в доверительное управление пенсионных накоплений граждан, возвращенных в ПФР по решению суда.

 

Международный опыт

  • Счетная палата Республики Молдова 

Отчет по результатам аудита соответствия назначения пенсий в Республике Молдова 
(публикация: 21 декабря 2018 года)

Счетной палатой Республики Молдова проведена проверка правильности оформления, назначения и пересмотра некоторых категорий пенсий (по возрасту, досрочных, для государственных служащих, для бывших сотрудников силовых структур) путем оценки процедур внутреннего контроля в рассматриваемых учреждениях, а также соответствия данных, представленных работодателями и работниками, информации из других источников (интервьюирование, расчеты и сравнения, запросы на подтверждение информации от сторонних учреждений и получателей пенсионных пособий).

По результатам аудита были выявлены проблемы, оказывающие непосредственное влияние на получение права на пенсию и размер пособия. Так, например, наличие в нормативной базе противоречивых положений, касающихся назначения досрочной пенсии, дало возможность воспользоваться данным видом пособия только мужчинам. Кроме того, пенсии бывшим сотрудникам силовых структур были установлены Национальной кассой социального страхования на основании данных, рассчитанных работодателями. В некоторых случаях данные были некорректными, что привело к необоснованным расходам.


  • Главное контрольное управление Республики Колумбия 

Аудит финансовой отчетности колумбийского пенсионного фонда COLPENSIONE
(публикация: июнь 2020 года)

По оценке Главного контрольного управления, отчетность Резервного фонда для выплаты пенсий по старости и Резервного фонда для выплаты пенсий по инвалидности, входящих в COLPENSIONES, не соответствуют ни общепризнанным правилам ведения финансовой отчетности, ни требованиям, предъявляемым самим контрольным ведомством. В данных случаях некорректный учет финансовых обязательств и некоторых статей доходов не позволил точно отразить финансовое состояние организаций по итогам отчетного периода.

В дополнение к анализу финансовой отчетности Главное контрольное управление оценило и другие аспекты деятельности COLPENSIONES, включая эффективность внутреннего финансового контроля, реализацию плана мероприятий постконфликтного урегулирования (исполнение обязательств правительства Колумбии в рамках мирного соглашения 2016 года с Революционными вооруженными силами Колумбии – FARC), соблюдение политики в области обеспечения прав инвалидов, гендерного равенства, а также устранение замечаний предшествующих проверок. Кроме того, в отчет вошли результаты проверки анонимных сообщений от граждан, полученных в отношении возможных нарушений в деятельности организации.


  • Государственное контрольное управление Соединенных Штатов Америки

Отчет «Пенсионное обеспечение. Женщины старшего возраста сообщают о том, что им предстоит столкнуться с финансово неопределенным будущим»
(публикация: июль 2020 г.)

ВОА изучил проблемы пенсионного обеспечения и финансовой безопасности женщин. Для этих целей было сформировано 14 фокус-групп. В ходе исследования каждая группа выразила обеспокоенность ростом расходов на здравоохранение. Было отмечено, что отсутствие образования в области управления финансами отрицательно сказалось на пенсионном обеспечении участниц исследования. Женщины во всех группах также приравнивали финансовую безопасность после выхода на пенсию к возможности сохранить свою независимость.

Число граждан старшего возраста в США постоянно растет, ввиду чего вопрос пенсионного обеспечения женщин актуален для большой части населения страны. Кроме того, исследования ВОА показали, что женщины чрезвычайно широко представлены в низкооплачиваемых профессиях, что сказывается на их пенсионном обеспечении. Но и на более высокооплачиваемой работе заработная плата у женщин ниже, чем у их коллег-мужчин. Женщины чаще увольняются, чтобы заботиться о членах семьи. В совокупности эти тенденции могут существенно повлиять на финансовую безопасность женщин после выхода на пенсию.

 

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

http://www.kremlin.ru/

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

http://government.ru/

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

http://www.council.gov.ru/

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

http://www.duma.gov.ru/

При использовании материалов, размещенных на Web-сайте, ссылка на источник обязательна.

© 2014 Официальный сайт Счетной палаты ЗАТО г. Зеленогорск, Все права защищены.