Новости

Меры господдержки пока не оказали существенного влияния на развитие малых форм хозяйствования на селе

Счетная палата проверила использование средств, направленных на поддержку малых форм хозяйствования в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства.

Меры по поддержке малого предпринимательства в сельском хозяйстве реализуется в рамках Госпрограммы и региональных программ развития агропромышленного комплекса уже более пяти лет. Объем средств федерального бюджета, направленных на предоставление грантов, за проверяемый период составил более 25 млрд рублей.

Вместе с тем проверка показала, что меры господдержки пока широкого распространения не получили и не оказали существенного влияния на развитие малых форм хозяйствования на селе. «Доля получателей субсидий весьма небольшая: в 2017 году гранты получили 3 289 крестьянско-фермерских хозяйств, то есть всего 1,6% от их общего количества в Российской Федерации. При этом доля произведенной ими продукции составила только 0,6% от общего объема сельхозпродукции», - сообщил на Коллегии Счетной палаты аудитор Алексей Каульбарс. «В то же время, - продолжил аудитор, - те субъекты малого предпринимательства, которые воспользовались этими мерами, смогли получить положительный эффект от их применения. Так, если средние темпы прироста товарной продукции, произведенной всеми субъектами малого предпринимательства в сельском хозяйстве в 2017 г., составили 12,1%, то у организаций, получивших гранты в 2013-2015 гг., этот показатель достиг 53,8%, что позволяет говорить об эффективности мер господдержки».

По мнению Счетной палаты, низкий спрос сельхозпроизводителей на предложенные государством меры поддержки обусловлен, в том числе непоследовательностью действий Минсельхоза России по управлению госпрограммой. «Системная оценка результативности предоставляемых субсидий госпрограммой не предусмотрена. Практически ежегодно меняются размеры грантов и подходы к направлениям их использования», - отметил аудитор.

Проверка показала, что конкурсный отбор потенциальных грантополучателей осуществлялся региональными комиссиями с нарушением установленных правил. Надлежащая проверка претендентов на соответствие установленным критериям не проводилась, а оценка их заявок в отдельных случаях содержала высокие коррупционные риски.

В 2017 г. гранты в размере 82,7 млн руб. за счет средств федерального бюджета были предоставлены сельскохозяйственным потребительским кооперативам, которые на момент участия в конкурсе деятельность не осуществляли и не имели выручки от реализации продукции. В Ставропольском крае это нарушение выявлено по всем четырем получателям господдержки, в Республике Башкортостан - по двум из четырех.

В Ставропольском крае также установлены случаи неправомерного предоставления грантов в сумме 45,2 млн руб. главам крестьянско-фермерских хозяйств, которые одновременно являлись учредителями коммерческих организаций. При этом другие претенденты на грант не смогли его получить. «Здесь, по нашему мнению, Минсельхозу следует обратить особое внимание на подходы регионов к отбору грантополучателей», - подчеркнул аудитор.

В ходе проверки также были выявлены системные нарушения, связанные с несоблюдением порядка предоставления межбюджетных трансфертов и отсутствием надлежащего контроля со стороны Минсельхоза за их использованием регионами.

Например, в 2016 г. субсидии на сумму 149 млн руб. Минсельхоз предоставил 23 регионам при отсутствии у них утвержденных региональных правил, определяющих порядок предоставления господдержки.

Из-за отсутствия надлежащего контроля, как со стороны Минсельхоза, так и министерств сельского хозяйства Ставропольского края и Республики Башкортостан, регионами не обеспечен возврат остатков грантов в федеральный бюджет, предоставленных в 2015-2016 гг. на общую сумму 47,94 млн рублей.

Кроме того, данные ведомственной отчетности регионов не всегда корректны. Так, согласно отчету Республики Башкортостан за 2017 г., направленному в Минсельхоз, показатель «Создание новых рабочих мест в крестьянско-фермерских хозяйствах» при плановом значении 79 был перевыполнен и составил 100 единиц. Однако, согласно отчетности самих грантополучателей, фактически создано только 42 рабочих места.

В заключение аудитор отметил, что Минсельхозу следует обратить особое внимание на выявленные нарушения и недостатки, так как они могут негативно повлиять на качество реализации федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», разработанного во исполнение целей, установленных в майском указе Президента.

По словам присутствующего на Коллегии статс-секретаря-заместителя Министра сельского хозяйства Ивана Лебедева, Минсельхоз уже разработал меры по устранению выявленных Счетной палатой недостатков: «Мы согласны со всем объемом выявленных нарушений и уже утвердили план системных мер, которые позволят в достаточно короткий срок устранить все нарушения».

Коллегия приняла решение направить представления в Минсельхоз России, а также министерства сельского хозяйства Ставропольского края и Республики Башкортостан. Отчет будет направлен в палаты Федерального Собрания.