28марта2024

Счетная палата провела анализ реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в части обеспечения прав коренных малочисленных народов в 2013 - 2018 годах.

По его итогам Счетная палата отметила риски нарушения правовых гарантий коренных малочисленных народов из-за несовершенства нормативно-правового регулирования данной сферы и недостаточной вовлеченности этих народов в решение вопросов, затрагивающих их права и интересы.

«В программах господдержки не участвует около 80% организаций коренных малочисленных народов, что свидетельствует о низкой вовлеченности институтов гражданского общества в партнерские отношения с государством», - заявила на Коллегии аудитор Счетной палаты Татьяна Блинова.

Анализ действующего законодательства выявил отсутствие унифицированного подхода к обеспечению прав коренных малочисленных народов. «Правовые гарантии коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока значительно отличаются от правовых гарантий малочисленных народов, проживающих на иных территориях. В результате это формирует риски негативного отношения этих народов к оказываемой им государственной поддержке», - подчеркнула Татьяна Блинова.

Кроме того, утвержденные Правительством Российской Федерации перечни коренных малочисленных народов не соответствуют понятию коренных малочисленных народов, установленному законодательством. В результате создаются риски оказания финансовой поддержки представителям народов, не относящихся к коренным малочисленным народам.

В 2013-2018 гг. общий объем финансирования мероприятий по поддержке экономического и социального развития коренных малочисленных народов за счет всех источников составил 2,8 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета в размере 1 млрд руб.

При этом в 2013-2018 гг. субъектами Российской Федерации за счет средств федерального бюджета непосредственно организациям коренных малочисленных народов предоставлена поддержка на общую сумму 157,8 млн руб. (15,1% объема субсидий из федерального бюджета). Это значит, что большая часть субсидий из федерального бюджета (84,9%) расходуется без непосредственного участия коренных малочисленных народов, что не соответствует поставленной в Стратегии задаче об обеспечении условий для участия коренных малочисленных народов в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы.

Анализ соглашений о предоставлении субсидий, заключенных Федеральным агентством по делам национальностей с субъектами Российской Федерации в 2017-2018 гг., показал, что указанные в них мероприятия не конкретизированы и изложены в более широком понимании, чем задачи Стратегии. «Это создает риски потери целевой ориентации государственной поддержки и объективности контроля использования бюджетных средств», - отметила Татьяна Блинова.

Присутствующий на Коллеги заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Михаил Ипатов согласился с выводами Счетной палаты, отметив, что все замечания будут учтены при принятии новых правил распределения и предоставления субсидий на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: «Они уже практически учтены. И я уверен, что последующее распределение субсидий будет направлено на конкретные мероприятия по улучшению качества жизни коренных малочисленных народов». Он также сообщил, что ФАДН России подготовило и внесло в Правительство Российской Федерации законопроект о реестре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. «Это реестр, который будет учитывать всех. Поэтому после принятия данного законопроекта у нас будет четкое понимание количества людей, на поддержку которых будет направлена субсидия», - подчеркнул он.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации с предложениями о внесении изменений в действующее законодательство. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания и Федеральное агентство по делам национальностей.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

http://www.kremlin.ru/

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

http://government.ru/

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

http://www.council.gov.ru/

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

http://www.duma.gov.ru/

При использовании материалов, размещенных на Web-сайте, ссылка на источник обязательна.

© 2014 Официальный сайт Счетной палаты ЗАТО г. Зеленогорск, Все права защищены.